Петербурженка

Дореволюционный проект метро в Санкт-Петербурге

Попался любопытный документ – дореволюционный проект метро в Санкт-Петербурге.

Оказывается, серьезно обсуждать метро принялись уже в конце 19 века. Первый проект был составлен в 1901 году, потом разработки велись дальше. И в 1914 году был составлен этот документ, с которым можно ознакомиться в этой статье. Метро планировали реализовать подземной железной дорогой, а часть пути вывести на поверхность и сделать надземным. Конечно, реализовать при Николае II его уже не успели, а дальше, как мы знаем, строительство метро в Петербурге тоже отложили на потом, но ознакомиться чрезвычайно любопытно. Для удобства я также наложила старый план на современную карту, чтобы точно увидеть в каких местах планировалось создать станции метро.

Вот оригинальный документ плана города Петрограда с указанием путей будущего метрополитена (1914-1916 гг.), хранящийся в Российской национальной библиотеке:

 

Вот совмещенный вариант плана с современной картой:

 

Что же мы видим?

Подземное метро планировалось прокопать через север города, потом через Петроградскую сторону, через центр под Невским проспектом, затем пойти на юг и в районе Обводного канала вывести метро на поверхность и дотянуть его до парка Екатерингоф (около современной станции Нарвская).

Видим следующие планируемые станции (с севера на юг):

- Станция недалеко от ж/д станции Ланская

- 2 станции по соседству с нынешней станцией метро Черная речка, в равном от нее удалении

- Станция на Каменном острове

- 3 станции на Петроградской стороне

- Станция на стрелке Васильевского острова

- Станция у Адмиралтейства

- 3 станции вдоль Невского проспекта, последняя из них на пересечении с Литейным

- Станция недалеко от Витебского вокзала

- Станция около пересечения ж/д путей с Обводным каналом

- Станция на пересечении Обводного канала с Московским проспектом

- Станция в районе нынешней Балтийской

- 2 станции в районе современной Нарвской.

 

На мой взгляд, достаточно грамотно составленный план. Во всех указанных точках (либо близко от них) впоследствии появились станции метрополитена. Станции по Невскому проспекту практически полностью повторяют дореволюционный план – это Адмиралтейская, Невский проспект, Гостиный двор и Маяковская. Только Каменный остров остался без метро, что, ввиду его малой заселенности, вполне логично.

Tags: Транспорт, Интересные факты, История, Нереализованный Петербург