Причины наводнений в Петербурге
Издавна большая часть территории, на которой расположен Санкт-Петербург, при наводнениях уходила под воду. Почему?
Петербург расположен над уровнем моря совсем невысоко. Центральная часть превышает уровень моря всего лишь на 3 метра – не так много.
Существует старая карта, на которой были отмечены особо опасные места при наводнениях (1898 год):
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Floods_in_Saint-Petersburg.jpg
Сейчас, после постройки дамбы, вопрос об угрозе наводнений в Петербурге можно сказать, что отпал. А раньше, особенно осенью, все время была постоянная угроза наводнений. И хотя всерьез их уже во времена моего детства и не опасались, но неудобства при передвижении по городу наводнения порой доставляли. То подтопит часть центра у набережных, а иногда даже вода попадет в вестибюль метро.
А раньше наводнения представляли действительно серьезную опасность. После самых страшных наводнений (об этом расскажу в другой статье) об угрозе подъема воды в Неве стали предупреждать жителей либо выстрелами из пушек, либо сигнальными огнями. Застройка была малоэтажная, и жертвы этого стихийного бедствия были многочисленны.
Но почему все-таки вообще в Петербурге существует угроза наводнений?
Долгое время считалось, что наводнения происходят из-за того, что при сильном западном ветре он настолько может противостоять движению Невы, что она выходит из берегов. Но, оказалось, что это было ошибочное мнение.
На самом деле наводнения происходят из-за географического расположения Петербурга относительно Финского залива. Если посмотреть на карту и на Финский залив, видно что он имеет вытянутую форму.
При сильном юго-западном ветре его направление совпадает с основным направлением расположения Финского залива, и ветер гонит волны в северо-восточном направлении. А в той части залива имеется зауженное место. И если волны по поверхности остального залива имеют высоту около 50 см и скорость около 50 км/ч, то в зауженной части залива ее скорость и высота пропорционально возрастают. При вхождении этой увеличившейся волны в часть залива у Петербурга (Невская губа) она уже достигает 5 метров в высоту и является причиной подъема уровня воды в Неве.
Теперь около Таллина существует специальная метеостанция, которая фиксирует начало образования северо-восточных волн, и может заблаговременно предупреждать об угрозе наводнения.
А Петербург защищает от наводнения сложное гидротехническое сооружение – дамба. Решение о строительстве было принято в 1979 году и сразу же были начаты работы по ее возведению.
В 1984 году произошло знаковое событие – была завершена сухопутная дорога в Кронштадт, и остров Котлин приобрел связь с сушей. Но работы по возведению защитных сооружений продолжались еще долго.
В итоге строительство дамбы велось 32 года и завершилось в 2011 году.
В состав защитного комплекса входит 11 дамб, 2 ворот для пропуска судов, 6 сооружений для пропуска воды, автодорога и подземный тоннель для автомобилей.
И теперь Петербург надежно защищен от наводнений.