Петербурженка

Паровик в Лесном

Центр города с Лесным очень долгое время связывал только один вид общественного транспорта – паровик.

Лесной – в конце 19 века была одной из самых популярных дачных местностей близ Петербурга. Но, по словам местных жителей, несмотря на то что Лесной, располагался совсем недалеко от Петербурга, жили там «словно где-то в первобытном лесу, без всяких признаков культуры». Не было ни благоустроенных тротуаров, ни водопровода, ни канализации, ни развитого транспорта.

Центр города с Лесным очень долгое время связывал только один вид общественного транспорта – паровик. Она же железная дорога на паровой тяге, она же просто «паровая конка». С таким названием представляется нечто пыхтящее, а впереди бегущие в ужасе лошадки, тянущие за собой само средство передвижения. Но все было не так кошмарно и лошади там вообще были ни при чем.

Паровая конка получила такое странное название, поскольку:

- имелся паровоз, тянущий за собой вагоны;

- вагоны ехали по рельсам, как и у конки;

- сами вагоны использовались такие же, как и для конки.

То есть паровоз тащил за собой 3-4 вагона, которые бывали простые и двухэтажные, с империалом. Дым из трубы паровоза валил так, что пассажиры империала приезжали на место закопченные, как кочегары. Но зато проезд наверху стоил дешевле.

Эта ситуация часто становилась предметом для карикатур в газетах. Рисунки изображали человека с черным лицом и в черной одежде, от которого в ужасе разбегается встречающая его родня. Забавно.

Маршрут паровика начинался от клиники Виллие (нынешней площади Военных Медиков, это там где памятник Боткину перед зданием Военно-медицинской академии, недалеко от Финляндского вокзала), шел по Большому Сампсониевскому, сворачивал на Новосильцевскую улицу и следовал до современного перекрестка 2-го Муринского и Институтского проспекта (тогда там был Круглый пруд).

Потом был основан Политехнический институт и в 1907 году маршрут был продлен до него.

 

Но прогресс не стоял на месте. В том же 1907 году в центре Петербурга был уже пущен первый трамвай. В Лесном паровик заменили на трамвай только в 1914 году. Трасса трамвая прошла по Лесному проспекту, а не по Большому Сампсониевскому. Почему она не повторила полностью маршрут паровика, для меня осталось загадкой.

Старая фотография паровика перед Политехническим институтом в 1914 году, уже и провода для трамвая протянуты:

 

 

Современная фотография с того же самого места:

 

 

Трамвайный маршрут до сих пор сохранился, в отличие от многих других улиц нашего города.

Интересный момент – будущий планируемый еще один трамвайный маршрут от товарной станции Финляндского вокзала по существующему тогда Политехническому проспекту (это не современная Политехническая улица). Посмотрите, как он интересно проходил наискосок от более мелких улиц. Конечная станция была в районе площади Мужества.

 

http://www.aroundspb.ru/maps/projects/spb_1916_tramway.jpg

 

А один из читателей поделился со мной малоизвестными воспоминаниями старожилов – по их словам трамвайный маршрут планировался прямо от Литейного моста до Политехнического института напрямую. Самое удивительное, что если поглядеть на карту, то действительно прослеживается возможность такой трассы.

Ссылка на Дзен: "100 лет назад и сейчас в Петербурге"

Tags: 100 лет назад и сейчас, Транспорт, Интересные факты, Калининский район