Трамвай на льду
В конце 19 века одним из самых распространенных видов общественного транспорта была конка (вагоны, запряженные лошадьми, перемещающиеся по рельсам).
И общество конных железных дорог заключило очень хитрый договор с петербургской Думой, в соответствии с которым массовую перевозку людей по улицам города могло осуществлять только упомянутое выше общество. Т.е. они фактически монополизировали общественный транспорт. Власти могли выкупить конки через 15 лет или же через 40 лет они бы безвозмездно перешли в собственность города.
Но нашлись предприимчивые люди, которые перехитрили монополистов. Ведь в договоре явно было написано, что новый общественный транспорт запрещено организовывать на улицах Петербурга. Финляндское Общество легкого пароходства воспользовалось этим - трамвайное движение было запущено по льду Невы. Всего существовало 3 таких маршрута: Дворцовая набережная и Мытнинская набережная, Сенатская площадь и Васильевский остров, Суворовская площадь и Выборгская сторона.
В 1895 году запустили первый такой маршрут. Сперва трамвай перемещался за счет укладки рельсов под уклоном, вагоны сами катились по ним. Затем начал ходить трамвай с электрической тягой, провода располагали на столбах, вмерзших в лед.
Такой вид транспорта полюбился петербуржцам. За сезон, который длился с 20 января по 21 марта, трамваем пользовалось до 900 тысяч пассажиров. Ни одного несчастного случая за все время существования трамвайных путей по льду Невы не было.
Трамвайная переправа по льду Невы (фото 1901-1904 гг.):
Трамвай по льду Невы ходил каждую зиму вплоть до 1910 года. Популярность трамвая, ходящего по льду, подтолкнула власти города к началу судебного разбирательства с владельцами конки, чтобы отменить заключенный с ними договор и запустить в Петербурге наземный трамвай. Который и был в итоге запущен в 1907 году.
Tags: Интересные факты, История, Центр, Васильевский остров